Интересное о металлоломе

Из истории ломоперерабатывающей отрасли РФ

В СССР проблеме утилизации металлических отходов уделялось большое внимание. Существовало строгое разделение понятий "металлические отходы", "товарный лом, продукция, сырье для металлургов". Утилизацией металлических отходов занималось производственное объединение "Союзвторчермет" Министерства металлургии Советского Союза, в которое входили городские и областные предприятия "Втормет" с сетью пунктов по приему лома металлов. Каждый Втормет являлся специализированным предприятием, оснащенным оборудованием для переработки отходов металлов, контрольно-измерительной техникой. Все отходы металлов, кроме оборотного лома металлургических заводов, поставлялись на эти предприятия, где проводилась их утилизация. Отходы металлов после утилизации становились готовой сырьевой продукцией для металлургического производства.

Был создан и периодически обновлялся Государственный стандарт на лом и отходы. Этот ГОСТ однозначно регламентировал технические требования и условия на все виды лома металлов и был обязателен к исполнению как металлургическими заводами, так и предприятиями по утилизации отходов металлов. Всесоюзный научно-исследовательский и проектный институт по вторичным металлам осуществлял научно-техническое сопровождение отрасли. Госкомитет по статистике до 1996 г. собирал данные по формам: 14-СН "Отчет об образовании, использовании и поставке вторичного сырья"; 9-СН "Исполнительный баланс лома и отходов черных металлов"; 17-СН "Исполнительный баланс лома и отходов цветных металлов". Система плановой утилизации металлических отходов сложилась и эффективно действовала - выполняла задачи практически полной утилизации металлических отходов и снабжения металлургии вторичным сырьем. К примеру, в 1970 г. сбор лома составил лишь по России 26,6 млн. тонн, в 1975 г. - 33,3 млн. тонн.

После распада Советского Союза постановлением Совета Министров РСФСР от 15.10.1991 № 537 подотрасль вторичных металлов была передана под юрисдикцию России. В результате упразднения системы управления плановой экономикой, отсутствия единого координирующего центра, в 1991-96 гг. происходит разрушение системы утилизации отходов металлов.

а) Было прекращено гос.регулирование планирования и контроля утилизации металлических отходов. Производственные предприятия, на которых образовывались отходы металлов, тогда не были экономически заинтересованы в их сдаче на предприятия "Вторчермета". Движущей силы - на Западе это жесткое законодательство по экологии - которая заставляла бы такие предприятия утилизировать свои собственные производственные отходы, в то время не было.

б) Прекратилось гос.финансирование и регулирование экономики, в т.ч. деятельности металлургических заводов и предприятий по утилизации отходов металлов. В экономике были распространены безналичные платежи, различные взаимозачеты; наличных форм расчета практически не существовало. Поэтому и металлургические заводы, и предприятия по утилизации отходов оказались фактически неплатежеспособными.

в) Предприятия производственного объединения "Союзвторчермет" практически не имели собственного парка спец.автотранспорта и не могли самостоятельно забирать отходы металлов с мест их образования.

Перечисленные факторы привели к значительному снижению объема утилизации металлических отходов в России. В 1994-96 годы, наиболее кризисные для отрасли, объем утилизации отходов черных металлов по сравнению с рекордным 1987 г. сократился более чем в 2,7 раза - до 12 млн. тонн. Это привело к затяжному финансовому кризису на предприятиях бывшей системы "Союзвторчермет": уходил квалифицированный персонал, не обновлялись производственные фонды, имевшиеся в советское время хозяйственные связи были утеряны.

В таких условиях на рынке появились новые участники - посредники, цель которых - максимальное извлечение прибыли. Их можно поделить на три группы:

1. фирмы, осуществляющие посреднические операции по перепродаже отходов металлов и товарного металлолома непосредственно зарубежным компаниям. Располагались эти фирмы в российских портах. Они скупали объемы металлических отходов, формально удовлетворяющих международным стандартам. Отходы металлов, затратные в утилизации или даже в частичной переработке, не закупались.

2. фирмы, занимающиеся скупкой отходов металлов для дальнейшей их перепродажи на российском внутреннем рынке. Формируется многоярусная система посредников. Такие фирмы, за редким исключением, тоже не производят утилизацию отходов черных и цветных металлов. Как правило, они арендуют железнодорожные пути и отправляют лом ж.д. транспортом в любую точку России. Эти фирмы также закупают наименее затратные отходы металлов.

3. физические лица, осуществляющие фактически несанкционированный и нелигитимный сбор лома и отходов металлов и доставку его или на площадки фирм-перекупщиков, или, реже, на площадку предприятий "Вторчермета".

Происходил деструктивный процесс: смысл теряет само понятие "утилизация" металлолома. На рынке в массовом порядке появляются не переработанные, не утилизованные, частично отсортированные металлические отходы. В то время как старые предприятия "Вторчермета" выполняли утилизацию отходов металлов и производили продажу готовой сырьевой продукции - товарного лома, новые участники рынка торговали частично отсортированными, подрезанными отходами черных и цветных металлов, качество которых неконтролируемо. Себестоимость таких металлических отходов ниже себестоимости товарного лома, продаваемого "Вторчерметами", в несколько раз. В итоге выхолащивались понятия "готовая сырьевая продукция", "товарный лом". На рынок выбрасываются партии металлических отходов неясного происхождения и качества, которые нельзя назвать готовой сырьевой продукцией - товарным ломом, т.к. они не прошли утилизации.

В спекулятивный оборот новые участники рынка лома вовлекали лишь незатратные металлоотходы. Предприятия, профессионально занимающиеся утилизацией металлических отходов, со своей специализированной производственной и кадровой базой, оказались неконкурентоспособны, неплатежеспособны - в состоянии глубокого затяжного коллапса. Новые же участники рынка не способны были утилизировать отходы металлов.

В результате смешались узкоспециализированный, высокотехнологичный и высокозатратный рынок утилизации металлоотходов и рынок коммерческих операций с товарным ломом черных и цветных металлов. Образовался рынок спекулятивных операций с металлическими отходами.

В 1998 году Правительство РФ обращает внимание на ситуацию, сложившуюся в сфере обращения с отходами, в частности, в ломоперерабатывающей отрасли. Принимается Федеральный закон "Об отходах", заложивший основы рационального регулирования обращения с отходами, в т.ч. черных и цветных металлов. Это был важный шаг, показавший понимание Государственной Думой и Правительством РФ экологической проблематики в деятельности с отходами. В документе определен приоритет профессиональной утилизации, в т.ч. и отходов металлов.

В 1999 г. произошло несколько важных событий. Во-первых, устанавливается ограничительная пошлина на экспорт лома в 15%. Это решение было принято государством для обеспечения металлургического комплекса России товарным ломом черных и цветных металлов. Во-вторых, вводится лицензирование деятельности с металлоотходами, ограничиваются права граждан на участие в сборе и реализации лома и отходов металлов, кроме принадлежащих им по праву собственности и образовавшихся в быту. На государственном уровне закладываются основы формирования узкоспециализированного рынка предприятий, профессионально утилизирующих отходы черных и цветных металлов. Вводятся в действие "Правила обращения с ломом и отходами черных металлов", "Правила обращения с ломом и отходами цветных металлов". Эти меры были направлены на формирование цивилизованного рынка утилизации отходов металлов и цивилизованного рынка коммерческих операций с товарным ломом металлов, однако должного эффекта не достигли. Для этого необходимо дальнейшее реформирование системы законодательного регулирования обращения с ломом и отходами черных и цветных металлов.

По материалам журнала "Рынок вторичных металлов" №1/33, 2006 год